В 2019 году тверские чиновники вспомнили о нестационарных торговых объектах (НТО), и не нужно быть специалистом по малому бизнесу, чтобы понять — ничего хорошего из этого не выйдет. Собственно говоря, инициатива это и не городская, а федеральная, поскольку еще в феврале заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов анонсировал принятие нового законопроекта о нестационарной и мобильной торговле. В конце марта «вопрос о ларьках» был рассмотрен на заседании профильного комитета в Тверской городской Думе. Как заявили на этом заседании городские чиновники, в администрации разрабатываются архитектурные решения, позволяющие не только сделать нестационарные торговые объекты единообразными, но и вписать их в окружающую застройку.
Короче говоря, речь идет о создание единого дизайн-кода для всех НТО. В Твери созданием подобного дизайн-кода занялся известный тверской архитектор Никита Маликов. По крайней мере, на своей страничке в facebook он уже анонсировал перспективное изображение киоска нового типа, сопроводив его ехидным текстом, в котором высмеял противников единого стиля оформления НТО. Дело в том, что переход на новый дизайн-код потребует от малого бизнеса новых вложений в унификацию нестационарных торговых объектов. Кроме того, потребуется перемещение этих НТО с остановок общественного транспорта или других проходных мест туда, где, по мнению архитектора, они не будут мешать пешеходам или портить облик города. Противники данного подхода, в том числе уполномоченный по защите предпринимателей в Тверской области Антон Стамплевский, делают упор на то, что новые инициативы чиновников просто помогут этому малому бизнесу окончательно исчезнуть с карты города.
Логика в этих словах есть. Напомним, что массированную атаку на НТО начал в 2014 году тогдашний глава администрации города Твери Юрий Тимофеев. По его инициативе была создана новая схема размещения нестационарных торговых объектах, согласно которой многие популярные в городе мини-рынки оказались вне закона. Предприниматели пытались бороться, писали письма в различные инстанции, обращались в администрацию по одиночке и коллективно, напоминали о том, как лестно отзывался о «самозанятых» Владимир Путин. Самые «продвинутые» даже цитировали ежегодные рекомендательные письма Минпромторга, в которых прямо указывалось, что принятие новых схем размещения НТО не должно приводить к сокращению количества этих объектов. Все без толку.
Бороться с ларьками и рынками продолжили и после Тимофеева. В итоге с 2014 года количество НТО сократилось в 3 раза, а также было закрыто три рынка. Периодически возникали «точки сопротивления» этой «зачистке», как, например, на мини-рынке на бульваре Шмидта в 2014 году или при сносе крытого рынка в микрорайоне Южный в 2018 году, но всякий раз безрезультатно — администрация действовала в своем праве. Вся эта кампания заставила многих говорить о том, что чиновники просто «убирают» конкурентов для крупных торговых сетей.
Мы не хотим вставать ни на чью сторону. Просто предлагаем читателям несколько контрольных вопросов, чтобы расставить все по местам. Портят ли ларьки облик города? Некоторые — несомненно. Но разве только они портят облик города? Некоторые окраины областного центра выглядят как декорации из фильмов про зомби-апокалипсис. Да разве только на окраинах? А полуразрушенный Речной вокзал не портит облик города? А стадион «Центральный», находящийся в совершенно жутком состоянии и о котором мы недавно писали — не портит? А историческое здание по адресу Новоторжская, 12Б, рядом с администрацией города и Тверской городской Думой — то самое заброшенное здание, где жгут костры бомжи, и которое в любой момент может рухнуть — оно тоже не так важно, как единый дизайн-код для нестационарных торговых объектов? Про разваливающийся Морозовский городок даже говорить не хочется… Не надо быть Ильей Варламовым, чтобы увидеть все это и ужаснуться. Может быть, следует начать с этих проблем, а не с ларьков?
Какую пользу для города принесла новая схема размещения НТО с 2014 года? Город стал чище, красивее, благоустроеннее? Нет, просто люди потеряли работу, закрылись киоски с мороженым, палатки с овощами и фруктами, газетные павильончики, а в Калининском районе выросла целая свалка из ржавых ларьков (на фото)… Не велика потеря? Любая потеря, если она не связана с вами лично, может показаться со стороны ерундой.
Ну а киоски для туристов у Никиты Маликова получаются красивые. Если, конечно, дело дойдет до реализации проекта, чиновники выработают единое архитектурное решение, а в городе еще останутся хоть какие-то нестационарные торговые объекты. Туристов, правда, вряд ли прибавится…